РынокВзыскания.РФ13 сентября 2022
Пользы и преимущества электронных торговых площадок для продажи задолженности
Работа с долгами, в том числе их продажа – естественная составляющая современного бизнес-процесса. Однако, не все компании в полной мере осознают необходимость торговли в онлайн режиме.
Часто прямые продажи, режим спешки, отсутствие планирования, срочность, и как следствие финансовые потери — все это знакомо многим собственникам и руководителям. Здесь важно понимать, что продажа долга за рамками специализированной электронной торговой площадки может привести к нерыночным ценам и невыгодным условиям передачи цессии. Однако просто использовать электронную торговую платформу недостаточно. Для повышения эффективности продаж важно правильно их использовать.
Предлагаю рассмотреть организацию работы электронных торговых площадок и расскажу, что нужно сделать, чтобы повысить эффективность продаж долговых портфелей. Переход на электронную торговую платформу нельзя рассматривать как дань моде или ответ на требования руководства.
Что такое электронная торговая площадка для продажи задолженности? Принцип работы платформы полностью прозрачен, а процессы внутри нее построены в соответствии с действующим законодательством, что позволяет всем пользователям заключать сделки на самых выгодных условиях, минимизируя свои риски. Это особенно актуально для банковского сектора и сектора микрофинансовых организаций.
Каковы преимущества?
Прозрачность сделок;
Рыночная цена портфеля;
Упрощение процессов согласований и документооборота;
Возможность делать предложения одновременно для всего целевого рынка;
Рост высокой конкуренции.
Преимущества для Продавца:
Легитимные тендеры;
Автоматизированная работа с большим количеством контрагентов;
Снижение операционных расходов;
Повышение цены портфеля за счет уникальных данных;
Защита от претензий контролирующих органов при фиксации убытков;
Снижение риска потенциальной коррупции.
Преимущества для Покупателя:
Снижение рисков за счет более полной картины по реестру;
Возможность заранее оценить портфель в разумные сроки и задать уточняющие вопросы;
Получить дополнительные характеристики продаваемого портфеля задолженности;
Получить доступ к тем, портфелям, которые только недавно были закрытыми от массового рынка;
Регулярный поток цессий;
Упрощенный вход на рынок;
Дополнительные сервисы по оценке и обогащению данными.
Регистрация на электронной площадке
Чтобы принять участие в аукционе, необходимо сначала зарегистрироваться на ЭТП, где будет проходить аукцион. Для регистрации необходимо отправить заявку Оператору сайта. Для подачи заявления на регистрацию требуется два документа: согласие на присоединение и согласие на обработку персональных данных. Остальные документы могут понадобиться только по запросу продавца. Аккредитация на площадке занимает от одного дня. Регистрация и мониторинг торгов бесплатны. Продавцам, для эффективной продажи, необходимо дать хорошее количество и качество данных, при чём чем больше будет качественных и уникальных данных, тем выше шансы выгодно продать свой портфель.
Какие это данные:
Наличие и комплектность досье;
Контактность должника;
Сроки и объемы последних платежей;
Был ли этот портфель у коллекторов;
Количество банкротов по портфелю;
Количество умерших;
Лояльность со стороны посредников и иная ценная информация.
Следует отметить, что на рынке больше всего ценится электронный вид досье, это значительно упрощает процесс работы и повышает спрос на подобные портфели.
Лотирование портфеля
У каждого продавца на ЭТП есть свои предпочтения: по географии, по размеру долга, по судебной стадии и т. д., как и у покупателей, в силу специфики их работы: есть продавцы региональные, а есть федеральные – и их предпочтения имеют большую разницу и влияние на цену портфеля.
Расскажу об уникальной и оригинальной системе рекомендаций по лотированию портфеля, которая поможет проанализировать прошедшие аукционы и помочь продавцу правильно разделить портфель для получения максимальных цен.
Проводить лотирование можно по нескольким критериям:
по региональному признаку;
по типу кредитования;
по каналу выдачи (офис или онлайн);
по объемам в разрезе количества дел, среднему долгу или общей сумме задолженности.
Ликвидность портфеля может быть увеличена путем разделения крупного лота на множество более мелких лотов на основе определенных критериев. Это уникально для рынка, поскольку, повышает цену портфеля, так как большее количество контрагентов соревнуются за покупку данного портфеля. Это выгодно не только Продавцам, но и Покупателям, так как более малые портфели имеют меньшую рискованность и вход в рынок цессии, а значит малые коллекторы смогут конкурировать с крупнейшими представителями рынка.
Другими словами, лайфхаки для продажи цессии, освещенные сегодня:
Пользоваться ЭТП
Обогащать данными обезличенные портфели для корректной оценки;
Использовать лотирование для максимизации цены и создания максимальной конкуренции.